Статьиcегодня статей - 280

Мал золотник, да дорог… или семь причин, почему ТРИЗ индивидуально обучается небольшое количество людей.

Дата публикации: 22.01.2018

© Бубенцов В.Ю., специалист по ТРИЗ 4 уровня, к.т.н.

Центр креативных технологий «Идеальные решения», Москва, 2018 г.

Достаточно часто во время проведения разных мастер-классов по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), когда заходит речь о возможности изучить эту систему, у слушателей возникают вопросы разного характера – от простого «Где можно научиться?», до более сложных, например, «Если Вы считаете, что наиболее эффективно для обучения ТРИЗ обучать желающих индивидуально, то почему количество таких обученных весьма мало? Где эти люди?».

Целью данной публикации как раз является дать развернутый ответ на последний вопрос.

Одна из важнейших причин – малая известность ТРИЗ. Как это ни парадоксально, о ТРИЗ и тех преимуществах, которые дает освоение методик этой системы, знает достаточно мало людей. ТРИЗ, столь популярная 30 лет назад, затем прошёл через «долину неизвестности», и новые поколения совершенно не в курсе, что есть такая система. Фактически на родине ТРИЗ приходится заниматься популяризацией этой системы «с нуля». Причем, если ТРИЗ была популярна ранее в среде технически ориентированных людей, то в современном мире приходится рассказывать о ТРИЗ в основном как об инструменте для решения проблемных ситуаций, повышения эффективности работы с проектами, в частности инновационными, и как о системе для саморазвития, повышения качества мышления. То есть либо работникам управленческого звена, либо тем, кто увлечен своим саморазвитием и повышением личной эффективности и авторитета как результатами этого саморазвития.

Вторая причина – это то, что за индивидуальное обучение, как это ни странно, приходится платить… То, что учителю за труды нужно платить, не вызывает удивления у родителей, нанимающих репетиторов для подготовки к ЕГЭ, или для помощи отстающим студентам. Также те, кто занимается изучением иностранных языков, или обучается игре на музыкальных инструментах, или занимается в спортивной секции, воспринимают оплату труда преподавателя как само собой разумеющееся. Немного не так с ТРИЗ. Так получилось, что ТРИЗ многие относят к широкой группе так называемых креативных методов, о которых на различных молодежных стартап-тусовках за последние годы не рассказывал только ленивый. Поскольку подобные мероприятия играли почти исключительно рекламную роль, то и рассказы эти были, как правило, бесплатными. В более редких случаях – небольшие одно-двухдневные курсы оплачивались государственными организациями, занимающимися молодежью и молодежным предпринимательством. Достаточно часто подобные «политпросветы» проводились малоквалифицированными в тематике ТРИЗ людьми. В результате большое количество потенциальных учеников оказалось «прикормлено» бесплатным ознакомительными лекциями по эвристическим креативным методам, и у них создалось впечатление, что

  • это очень просто;
  • это быстро – можно обучиться за пару часов;
  • усилия по усвоению и самостоятельная работа не нужны;
  • это должно быть бесплатно.

Что тут можно сказать…Кофе, сваренный из прожаренных желудей, по внешнему виду и отчасти по вкусу напоминает настоящий кофе, но результат совсем иной… Это плавно подводит нас к следующей причине малого количества хорошо обученых системе ТРИЗ людей.

Итак, третья, тесно примыкающая к предыдущей, причина – обычная человеческая лень. К сожалению, большинство стремится к волшебной таблетке, которая позволила бы освоить любую науку, просто щелкнув пальцами (показательны в этом отношении старые гонконговские боевики, где главный герой за пару занятий и полтора часа экранного времени осваивает искусство рукопашного боя и побеждает всех врагов). Эти мечты понятны, как и то, что человек для получения хотя бы первичных навыков игры на музыкальном инструменте занимается 5 лет в музыкальной школе. Изучая высшую математику в вузе, только на лекции и семинары по данному предмету тратит около 400 часов, не говоря о самостоятельных занятиях. И так далее…

Четвертая причина – хороших специалистов по ТРИЗ просто мало. Далеко не все они занимаются преподаванием. И из тех, кто преподаёт, также не все являются хорошими преподавателями. Тут можно только сказать вслед за одним недоброй памяти политическим деятелем: «…узок круг этих революционеров…».

Пятая причина – высокая сложность самих методик ТРИЗ. Поскольку на определенном этапе своего развития обучение ТРИЗ было направлено на подготовку профессиональных решателей-консультантов-универсалов, и времени на это не жалели (нередки были курсы по 500 и более часов), переработке методик для легкого и доступного усвоения взрослыми с нетехническим образованием уделялось недостаточно времени. А просто объяснить сложное – удел не всех специалистов в любой области деятельности.

Шестая причина – большое количество инструментов ТРИЗ. За 60 лет развития происходило активное сочетание ТРИЗ с разными системами повышения качества, и инженерного проектирования; появление новых инструментов, основанных на значительном практическом опыте; развивались разнообразные методические инструменты, многие их которых носят весьма индивидуальный, можно сказать, авторский характер. На сегодня можно сказать, что нет ни одного специалиста по ТРИЗ, который бы хорошо знал ВСЕ инструменты ТРИЗ и владел бы ими на высоком практическом уровне. ТРИЗ давно уже вступила в эпоху профессиональной специализации. Ситуация тут усугубляется тем, что назревает смены поколений (большинство ТРИЗ-специалистов высокого уровня по своему возрасту в ближайшие 10 лет прекратят свою активную деятельность в этой области), и количество квалифицированных специалистов неуклонно сокращается.

Седьмая причина – далеко не все преподаватели уделяют внимание тому, чтобы помочь обучаемому понять место методов ТРИЗ и применение их в своей рабочей деятельности и повседневной жизни. Часто можно встретить достаточно формализованный подход, когда некоторым методам обучают просто потому, что им когда-то обучал главный разработчик ТРИЗ, Г.С. Альтшуллер. Не учитывая, что тогда обучали инженеров в длинных курсах по 500 часов для одних целей, а сейчас обучают бизнесменов, юристов и бухгалтеров в коротких курсах по 30-40 часов для других целей. Как адаптировать инструменты под цели обучаемых – оставляют на усмотрение самих обучаемых.

Мы в своей деятельности стараемся не наступать на заранее известные грабли, и поэтому в нашей работе по индивидуальному обучению предусмотрели ряд методических моментов, которые позволяют не совершать описанных выше ошибок. Как показала практика последних лет, внесенные изменения возымели желаемый эффект.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: