Статьиcегодня статей - 280

Тропою следопыта. Часть II

Дата публикации: 03.11.2010

Исследовать, чтобы обучать

Переходим теперь к главной проблеме: как строить изложение знаний? В принципе, ответ известен: лучше всего люди усваивают знания, добытые в ходе собственного исследования. Сложность состоит в том, чтобы такое исследование организовать. А для этого подходят открытые задачи.


ЗАДАЧА 6
 
Что в просвете

Вы наверняка много раз видели струю пара из носика чайника. Объясните, почему между струей и носиком всегда существует просвет. Как, по-вашему, чем заполнен этот просвет?

Если предложить ребятам эту задачу, одни будут говорить, что в просвете горячий воздух, другие — что там водяной пар. В этот момент имеет смысл задать вопрос: можно ли проверить, что на самом деле находится в просвете? И тут уже нетрудно догадаться, как это сделать — поместить в просвет бумажку или тряпочку и увидеть, что она намокла.

Теперь утверждение: вода бывает в невидимом (газообразном) состоянии будет уже не голословным — ребята смогут сами объяснить появление облаков, выпадение росы и тумана. Вместе с задачей 1 "Реки и моря" эта задача может служить своеобразным исследовательским блоком по теме "Круговорот воды в природе".


ЗАДАЧА 7
 
Прыгающий пятак

Если достать из холодильника пустую стеклянную бутылку и положить на ее горлышко монетку, смоченную водой, то через некоторое время монетка подпрыгнет. Как бы вы это объяснили?

Вначале разберем задачу.

Задаем первый вопрос из нашей "трехходовки". Как сделать, чтобы пятак подпрыгнул? Нечто должно толкнуть или потянуть его вверх. Можно придумать тысячи способов, но зададим второй вопрос — и вариантов станет намного меньше. Как интересующее нас явление могло бы осуществиться само собой? Это возможно, если нечто, толкающее монетку, находится внутри сосуда.

Попробуйте надуть на морозе воздушный шарик и внести его в комнату. Шарик заметно раздуется. Воздух внутри бутылки ведет себя так же: расширяется при нагревании. Можно ли это проверить? Такую проверку могут сделать сами ребята: положить на пустую бутылку пятак, а потом бутылку подогреть.

С обсуждения этой задачи можно начинать тему "Свойства воздуха". Можете удостовериться сами, что, увидев этот опыт в классе, ребята не раз проделают его дома, а потом поделятся с Вами своими открытиями.

Какие еще темы школьного курса естествознания можно подать в таком исследовательском ключе? Мне кажется, почти все. Любую тему можно изложить, опираясь на исследовательские задачи, причем эти исследования не потребуют специального оборудования — их смогут провести сами ребята при помощи учителя.

Если подать материал в исследовательском ключе не удается — значит, излагать его пока не стоит. Материал будет усвоен на уровне попугая: дети воспроизведут слова, не понимая толком их смысла.

А что потом?

Будем считать, что Вы познакомились с новым "инструментом" преподавания — открытыми задачами. Что делать дальше?

1. Для начала опробуйте "трехходовку" на нескольких новых задачах. Для этого в конце статьи помещен мини-задачник. Часть задач в нем разобрана, остальные попытайтесь решить сами. Кстати, все задачи сайта в вашем распоряжении.

2. Выберите самую интересную для Вас тему и попробуйте составить по этой теме несколько открытых задач. Постепенно Вы сможете составлять открытые задачи к любой теме.

3. Предлагайте задачи из статьи и Ваши собственные задачи ученикам. По ходу решения обращайте внимание учеников на "трехходовку".

4. Предложите ученикам самим составлять исследовательские и изобретательские задачи. Недостатки задач не стоит жестко критиковать, лучше вместе с детьми доработать задачу. Неплохие задачи могут получиться из вопросов, которые дети задают вам на уроках.

Желаем Вам успеха.

 

***

МИНИ-ЗАДАЧНИК

Где вы, доктор Айболит?

Из диких зверей самая опасная — лисица, потому что переносит бешенство. Из-за этого лисиц до последнего времени безжалостно отстреливали. Наконец, изобрели вакцину против бешенства. Достаточно съесть капсулу, чтобы не заболеть, но лисиц не заставишь ходить на прививки. Как решить проблему?

Решение: Можно ли добиться, чтобы лечение лисиц произошло само собой? Другими словами, требуется, чтобы лисица сама приняла вакцину. Располагает ли "доктор Айболит" ресурсами, позволяющими привлечь лисицу к вакцине? Таким ресурсом может быть любое лакомство, которое нужно смешать с вакциной. Швейцарские "айболиты" так и поступили: в шарики из рыбьей муки и жира закатали капсулы с вакциной и стали разбрасывать их на звериных тропах. Обладая тонким обонянием, лисы легко находили шарики и съедали — вместе с лекарством. В Швейцарии таким способом с одного раза полностью искоренили бешенство среди диких животных.

Забор-невидимка

Вдоль автотрассы близ города Мюнхена построили недавно шумозащитную стену высотой четыре метра из небьющегося стекла. Оказалось, что птицы, не замечая на лету невидимый забор, разбивались. Так погибло множество птиц, и нужно было срочно искать выход из положения. Как, по-вашему, что можно сделать?

Решение: Как сделать, чтобы птицы заметили забор? Проще всего покрасить его. Но тогда возникает другая сложность: требуется много краски, да и работа растянется на долгий срок. Зададим еще раз вопрос "как сделать, чтобы..." Как сделать, чтобы забор был покрашен, а краски ушло немного? Вы наверняка нашли уже выход из положения: нанести краску на стекло полосками. Именно так и предотвратили гибель птиц.

Что увидим — то проглотим!

Маленькие дети часто берут в рот и глотают пуговичные батарейки от электронных часов. Это опасно и временами плохо кончается. Что бы вы предложили?

Светофор для слепых

Представьте себе картину: к светофору подошел слепой. Иногда ему приходится долго ждать, пока кто-нибудь переведет его через перекресток — ведь сам слепой человек не видит сигналов светофора. А во многих городах эту проблему уже решили. Как?

Орех (текст М. Пришвина)

Нашли орех, расколотый надвое, как будто его по линеечке пилой срезали, и ученые долго думали: какой зверь мог так ровно разделить орех? Белка не могла, от белки скорлупа рваная, соня орешниковая, такая маленькая, тем более не могла захватить орех целиком в рот и распилить. Нечего говорить о мышах, полевках и землеройках величиной почти с наперсток. Известный зверь ни один не мог распилить орех на две половинки, а, может быть, есть какой-нибудь неизвестный? Нет, все звери в лесу нам известны. Тут пришел простой человек и сказал: "Леший грыз". А когда все засмеялись над его словами, он всех ученых окинул насмешливым взглядом и сказал: "А если неизвестных зверей в лесу нет и в лешего не верите, то ведь нетрудно и догадаться, отчего раскололся орех".

Во саду ли, в огороде...

...рос зеленый огурец. Оказывается, температура огурца в любую жару на 1-2 градуса ниже температуры воздуха. Как огурцу это удается?

Осел останется ослом

Однажды ишак, перевозивший мешки с солью, случайно упал в воду. С тех пор хитрое животное на переправе всегда норовило лечь в воду. Но погонщик оказался еще хитрее. Как он поступил?

Находка капитана Визе

На шхуне "Святой Фока" были и паруса, и паровая машина. Зима оказалась затяжной, и топливо для машины закончилось, когда судно находилось в открытом море. Можно было дотянуть до берега на парусах, но тогда бы морякам не хватило запасов пищи. Капитан Владимир Визе все же исхитрился и довел шхуну до Большой Земли на машине. Где он взял топливо?

Кольцо — не украшение

При ловле рыбы с помощью ручных бакланов на шею этой большой птице надевают кольцо. Для чего?

Поющая статуя

В честь ассирийского царя Артаксеркса в Фивах была воздвигнута знаменитая черная поющая статуя. С восходом солнца статуя пела — издавала мелодичные звуки. Как бы вы это объяснили?

***

Я благодарю коллег из ЛОТ "Универсальный решатель" И. Андржеевскую, А. Гина, А. Камина (мл.) и В. Тимохова. Они предоставили для статьи значительную часть задач.

Статья стала намного понятнее самому автору после обсуждения с упомянутыми коллегами, а также с учителями: Е. Брусковой (Москва), С. Гин (Гомель), М. Гундарь (Харьков), Р. Каминой (Луганск). Я благодарен им за помощь.

 Александр Камин

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: