Тематические залы:

По видам игр и игрушек; по эффектам, положенным в их основу; залы фирм-производителей запатентованных игрушек. В этих залах проводятся обучение типовым приёмам и законам развития систем.

Для нас главное — собрать все когда либо запатентованные в мире игры и игрушки (по основным странам — США, Франция, Германия, Швейцария, Россия и т.д. — где критерием изобретения являлась в т.ч. мировая новизна, а не местная). Начиная с 1900-х годов, может и раньше — если мы найдём сохранившиеся ранее патентные фонды. Эта работа не на один год, конечно. Но работу по обучению можно начинать проводить даже с фонда Неваляшек, постепенно добавляя другие игрушки.

И игрушки мы можем разделить на три группы:

  • Которые и сейчас выпускаются.
  • Которые раньше выпускались (может, в 30-40-70 годы), но сейчас не выпускаются.
  • Которые никогда не выпускались (или у нас нет об этом информации).

Как их получить?

1. Есть признанные в мире лидеры среди фирм-производителей игрушек, и в первую очередь можно обратиться к ним — с просьбой выделить (или купить, что банально и дорого) по несколько экз. запатентованных игрушек для организации обучения детей на опыте их фирмы на первой и единственной в мире Выставке… Вплоть до организации для них отдельных залов — где только их игры, но — запатентованные!

Конечно, это должно быть очень красиво подано на красивом бланке, и т.д.

Задача: чтобы они захотели похвастаться своими игрушками на этой Выставке. И она решаема.

Так мы можем собрать некое количество игр, но там не будет системности для обучения. Но дареному коню в зубы не смотрят, и можно проанализировать и их, и на их основе делать мини-лекции по обучению приёмам и законам ТРИЗ.

2. Как получить уже не производящиеся игрушки?

Во-первых, они могли выпускаться именно этими фирмами, которые и сейчас работают. Поэтому одна из задач: попросить их изготовить для Выставки именно эти их старые игрушки (обычно все приспособления на фирмах хранятся).

Во-вторых, если их выпускали уже не существующие фирмы, то тоже есть два варианта: или попросить существующие фирмы их изготовить в нескольких экз.

Или, мне кажется, есть более глобальное решение этой задачи, да и некоторых других тоже — использовать «производственные мощности» Мастерской.

Наша Выставка невозможна без Мастерской. В ней будут изготавливаться макеты придуманных посетителями игрушек, и как в любом подобном предприятии — проводиться ремонтные работы (все игрушки рано или поздно ломаются). Она должна быть оснащена соответствующим оборудованием (об этом ниже). И затраты на содержание Мастерской будут зависеть и от количества «выдаваемой ею продукции».

И смотрите, какой возможен «фокус»: В мире обычно действует срок давности 20 лет на выдаваемые патенты. После чего их (в смысле продукцию по патенту) может выпускать без дополнительных затрат на покупку лицензии любая фирма. Почему бы Выставке самой не производить «устаревшие» по патентам игрушки? Для наших целей — обучения, они вовсе не устарели! Они могут на этой же выставке и продаваться — в виде сувениров-экспонатов с Выставки (с соответствующими «гравированными» табличками»!).

Таким образом, мы достигаем нескольких целей:

А) загружаем Мастерскую производством пусть небольших партий, но продаваемой продукции-сувениров (их можно постоянно «довыпускать» — смотря по спросу — как они раскупаются на Выставке),

Б) чем способствуем дальнейшей рекламе Выставки,

В) получаем необходимое количество экспонатов (и обеспечиваем их ремонт, поддержание в рабочем состоянии)

Г) получаем в необходимом количестве различные «запчасти», которые могут пригодиться для создания макетов придуманных детьми игрушек.

Итак, есть варианты для «приобретения» выпускающихся и ранее выпускаемых игрушек. А как быть с теми, которые и не выпускались никогда?

Здесь тоже есть вариант (в зависимости от года патента) — выпустить их силами Мастерской небольшими партиями. Или (если патент «свежий») — связаться с патентообладателем (данные есть в патентах), и предложить изготовить по согласованию с ним ( не покупая лицензии) несколько экз. для единственной Выставки игрушек-изобретений. Я не думаю, что кто-то откажется…

Для выполнения такой работы нам, конечно, понадобится очень грамотный персонал в мастерской — кроме собственно рабочих, изготавливающих детали — Инженеры, которые из идеи, изображенной на патенте, делают готовую к производству конструкцию. И здесь мы можем пойти двумя путями:

А) привлечь студентов технических ВУЗОВ — для «облечения» идеи в конструкцию в качестве курсового проекта. Они же смогут её и изготавливать в Мастерской, и просчитывать себестоимость… Так за несколько лет (в зависимости от количества привлечённых студентов) мы сможем постоянно пополнять свою экспозицию, заодно способствуя повышению качества обучения инженеров (я уж не говорю о том, что мы конечно обучим этих студентов элементам ТРИЗ), и они смогут у нас гидами поработать для практики — хотя бы с месяц каждый…).

Б) второй путь — это привлечь инвесторов со стороны фирм — производителей программного обеспечения для конструкторов. Почему бы не устроить между ними «конкурс» — за право на единственной и неповторимой Выставке игр-изобретений поставить свою версию программы для конструкторов (мы же сможем её использовать и для детей, посетителей в Зале Изобретающих Компьютеров — показать им как идея быстро «детализируется». Так мы можем обучать и студентов, в том числе работе с этой программой.

Итак, подводим итоги поиска инвесторов для тематических залов. Наша задача создать условия для того, чтобы достичь ИКР:

1. Фирмы-производители предоставляют нам свои игры-изобретения в необходимых количествах (и «хвастаются» ими в отдельных зальчиках) — как выпускаемые ныне, так и «устаревшие».

2. Мастерская выпускает малыми партиями игрушки по «устаревшим» патентам, выдавая «реализуемый рекламный продукт», и осваивает никогда не выпускавшиеся ранее игрушки.

3. Фирмы-производители программного обеспечения для конструкторов предоставляют свои программы для Мастерской и для зала Изобретающих компьютеров.

Зал «Изобретающих Компьютеров»

В этом зале проводится экспресс-проверка придуманной посетителями игрушки по патентному фонду. Проверить, насколько эта идея нова и оригинальна, можно с помощью специальных компьютерных программ. Другие программы могут помочь ребенку увидеть новые возможности развития его идеи — например, компьютерная программа «Техоптимайзер». Посещение выставки обязательно должно дать ребенку ощутимый «материальный» эффект. Им может стать красочно оформленный на фирменном бланке своеобразный «Творческий патент» — описание предложенной ребенком идеи и её вариантов.

Здесь нам нужны программы и базы данных:

А) позволяющие проводить быстрый патентный поиск. Его можно проводить по каждой стране, а можно — в общем — если мы создадим общую патентную базу по игрушкам (просто в каждой стране свои патентные базы, и они написаны на разных языках программирования). Но сами базы, во-первых, продаются, а во-вторых, предоставляются бесплатно в образовательные учреждения (можно попробовать пойти по этому пути).

Итак, здесь наша задача — получить бесплатно базы данных по игрушкам в каждой стране, и компьютерные программы, позволяющие проводить патентный поиск. Ещё лучше — если фирма-производитель программного обеспечения будет оплачивать труд своего инженера (преподавателя) который будет обучать посетителей работать с ЕГО программой, и помогать проводить поиск. Тем самым « готовить» себе будущих покупателей.

Б) программы, помогающие «доусовершенствовать», показать новые пути для преложенной посетителем идеи.

В) программы, показывающие — как именно реализовать идею (конструкторские).

Итак, задача № 1: идеальный конечный результат (ИКР) = инвесторы- фирмы разработчики программного обеспечения — должны сами захотеть.

Предоставить нам своё программное обеспечение (плюс компьютеры, плюс оплата труда своих инженеров-преподавателей).

Для них «плюс»: возможность воспитывать подрастающее поколение на своих программах (а среди родителей тоже могут найтись заинтересованные купить их программы...)

Задача № 2: ИКР = инвесторы- фирмы разработчики патентных баз — должны сами захотеть предоставить нам свои патентные базы по игрушкам.

Библиотека игр

Здесь можно получить на несколько часов любую имеющуюся на выставке игру или игрушку и поиграть тут же в зале с друзьями.

Здесь инвесторы те же что и в первом зале — тематическом: фирмы-производители. И наша Мастерская. Потому что в этом же зале можно и продавать игры-сувениры — все обязательно с «рекламными бирками» Выставки!

Зал Сказок

Здесь работают Феи сказок — они учат посетителей сочинять сказки и фантастические истории с помощью приёмов развития творческого воображения (РТВ). Сказку, которую сочинил ребенок, тут же записывают в компьютер, печатают на красивом фирменном листе и дарят автору. В этом зале могут «работать» гидами уже обученные ТРИЗ дети, а также дети из художественных школ — чтобы помочь начинающему автору проиллюстрировать его сказку, научить рисовать.

На этот зал можно попробовать найти инвесторов среди издательств детской литературы! Ещё подобные проекты финансируются через гранты ЮНЕСКО. По крайней мере, можно приобрести компьютеры и цветные лазерные принтеры для распечаток.

Творческая Мастерская

Здесь работают Мастера-Изобретатели, есть разные станки, приспособления, материалы. А можно заключить договор с Выставкой. Например, об изготовлении нескольких экземпляров новых игрушек с информацией об авторе и использовании их для подарков на проводимых конкурсах или для благотворительных целей. Или — о проведении маркетинговых исследований идеи, составлении бизнес-плана, патентовании изобретения, производстве игрушки или продаже лицензии. Именно в такие проекты вкладывает средства венчурный капитал. В этом зале могут работать студенты инженерных и экономических ВУЗов, менеджеры инновационных фондов.

Нам нужны: хорошее оборудование для изготовления моделей идей посетителей, малых партий игрушек-сувениров. И — масса материалов разнообразных (и пластмасса, и картон, и ткани, и дерево, и металл..), можно готовых «запчастей» от игрушек.

По поводу оборудования — на Западе очень часто его обновляют (а у нас и довоенные станки работают…). Поэтому мы вполне можем принять в качестве благотворительной помощи от фирмы-производителя игрушек устаревший (для неё) токарный станок, или пресс-форму и т.д. Вообще оборудование должно быть достаточно стандартным — как в любом техническом ВУЗе.

Но основные инвесторы здесь — это инновационные фонды, венчурные фирмы, «Технопарки» (или бизнес-инкубаторы). Их тоже много в любой рыночной стране. Они занимаются поиском инновационных проектов, их финансированием, обучением созданию фирмы, маркетингу и т.д. Где им искать себе клиентов, как не на Выставке, которая готовит «профессиональных изобретателей»?

Так, существуют Европейские программы, например, «Инновационое партнёрство в Европе» — NICE Networks of Innovation Centres in Europe, http://adt.adt.fta-berlin.deи немецкое же Федеральное министерство образования, науки, исследований и технологий создали программу TRANSFORM — это для Восточной Европы — по обучению инновациям.

Я считаю, что самым-самым основным инвестором всей Выставки могут стать именно эти инновационные фонды. Надо дать им возможность «ловить идеи» посетителей, помогать детям и взрослым в обучении продвижению своих идей. И в тех договорах, которые будут с посетителями заключаться — на изготовление опытных образцов, маркетинг и тд. — обязательно должны быть заложены проценты от доходов для Выставки! Так можно заложить механизм самоокупаемости, через несколько лет он начнёт всё время понемножку приносить доход…

Зал начинающих изобретателей

Для каждого автора новой идеи игрушки оформляется отдельный стенд с его фотографией и макетом игрушки. Для ребёнка будет важно видеть, как на его стенде появляются новые придуманные им игрушки. В этом зале можно проводить международные конкурсы по ТРИЗ для детей, например, «Икариаду».

Здесь в качестве инвестора может работать престиж — ЮНЕСКО проводит разные программы для творчески одарённых детей, есть всемирное движение детей-изобретателей. Естественная плата за аренду такого престижного зала при проведении конкурсов тоже будет не лишней…

Другие доходы

А) Продажа игрушек- сувениров — это может быть совсем не маленькая часть доходов.

Б) Выставка может стать методическим центром — учить преподавателей ТРИЗ-техникам обучения (40 приёмам разрешения противоречий, стандартам, законам, в зале сказок можно отрабатывать различные методики РТВ).

Естественно, все обучающие семинары — платные для обучающихся. А они в качестве практики должны отработать на выставке по несколько дней — для закрепления методик преподавания.

В) Могут ли разные отделы Выставки (зал изобретающих компьютеров, Мастерская) оказывать «платные услуги» по патентному поиску, изготовлению опытных образцов, маркетингу и тд. не только для детей, посетителей, но и для «посторонних людей»? Это вполне реально. И тоже не будет лишним статье доходов «Выставки».

Г) Всякие сувениры с символикой.