Проект «Бизнес-задачник»

Что такое успешный бизнес? Как достичь успеха в бизнесе? Многие ищут ответы на эти вопросы

Кто-то считает, что главное иметь классный товар (или низкую цену) — остальное само приложится. Приводят подходящие примеры успеха. И считают, что для менеджера крайне важно уметь убедить инвесторов и привлечь их на свою сторону.

Другие убеждены: все дело в стартовом капитале — куда уж без финансов. И чем их больше, тем лучше.

Третьи полагают, что главное для успеха — знание рынка, изучение потребностей и предпочтений покупателей. И освящают это именем бога Меркурия — покровителя торговли, мнением Котлера, а слово "маркетинг" используют как заклинание.

Некоторые считают, что нужна харизма и напористость менеджера, который верит в свою исключительность и победу и который заряжает свою команду верой в успех. И вспоминают рекламу Microsoft: "Требуются волшебники, герои, покорители космоса, исследователи…".

А есть мнение, что главное для успеха  — квалифицированный персонал, умело управляющий ресурсами. При этом забывают, что образование в наше время становится скоропортящимся товаром — через 5-7 лет любые профессиональные знания просто-напросто устаревают.

Говорят еще, что успешный бизнес должен быть динамичным, способным быстро изменяться. Причем ссылаются на то что, например, в ежегодном списке "Top 100" 2000 года осталось только 30-ть фирм, которые в этом списке были 15 лет назад. Интересно, а где остальные? Очевидно, "не вписались в поворот". Оказывается, успеха достигает тот, кто быстрее всех "крутится". Такие вот, "две стороны педали".

Считается: источник успеха — предвидение будущего, умение видеть новые возможности и проблемы. Так, Иван Сейденберг (руководитель Verizon Communications — объем продаж в 2000 году — $ 65 млрд.) считает себя "ответственным за плохие новости". Именно он целенаправленно ищет трудности и проблемы. А Энди Гроув утверждает, что лидеры фирм — "визионеры" — просто обязаны улавливать признаки надвигающихся перемен.

Кто-то считает, главное для успеха — идея. И говорит "Была бы достойная идея, мы и в гараже раскрутимся", намекая на Генри Форда, Уолта Диснея, Стива Джобса, Уильяма Хьюлетта и других, начинавших свой успех в гараже.

А некоторые отмечают, что нужно оказаться в нужном месте в нужное время и с нужной идеей. Так, один из принципов бусидо гласит: "Упусти время решения — принесешь несчастья многим поколениям". А у китайцев есть стратагема Кайроса — божества благоприятного момента.

Так кто же прав в поисках главного фактора успеха?

Серьезный вопрос. Говорят, что "самые сложные проблемы всегда имеют простые, ясные для понимания неправильные решения". Понятно, готовых рецептов на все случаи бизнеса нет. Поэтому не будем торопиться с ответом.

Почти каждому предпринимателю и бизнесмену приходилось бывать в шкуре большого босса, творца, методичного технолога, диктатора, нарушителя законов… Очевидно, когда ведешь бизнес (неважно: свой или чужой), достигая успеха и попадая в кризисы, вынужден постоянно решать проблемы.

Проблемы имеют интересное свойство: возникают в самое неподходящее время. Кстати, отсутствие проблем — тоже проблема. Можно, конечно, проблемы не решать — "замести под ковер". Но нерешенная вовремя (а еще лучше заранее) проблема породит еще более сложные проблемы.

Вот на Западе уже придумали термин "Decision-makeг" — человек, умеющий принимать правильные решения. Кстати, у пилотов есть термин: скорость принятия решения. Представьте: самолет, разбегаясь, достигает определенной скорости. Тут пилот решает: продолжать разбег или тормозить. Мгновеньем позже — критическая отметка пройдена, и тормоза уже не помогут. Остается только взлетать, какая бы поломка не обнаружилась. Иначе — катастрофа.

Успешный бизнесмен умеет вовремя находить ключевые проблемы в развитии бизнеса, правильно формулировать и решать задачи, и — особенно — решать проблемы внедрения решений. Каким бы бизнесом не занимались, умение быстро принимать правильное решение — путь к успеху.

* * *

А мы начнем с приобретения опыта решения разнообразных творческих задач. Обсуждайте и решайте задачи в форумах и в базе сайта.

Следующий возможный шаг — участие в Проекте "Бизнес-задачник". Важно ведь не только решить задачу, но и вовремя увидеть проблему. Еще Дж. Бернал писал: "Гораздо труднее увидеть проблему, чем найти ее решение. Для первого требуется воображение, а для второго только умение". И в чем-то он прав.

Будем рады вашим задачам — учебным и реальным.Присылайте задачи, проблемы, примеры, а также участвуйте в конкурсе на лучшую бизнес-задачу. Все интересные задачи и решения — естественно с указанием авторства — будут опубликованы на сайте, в "бумажном" и электронном вариантах задачника. А для желающих участвовать в исследовательской работе, предлагаем проект: "Картотеки".

Успехов нам!

Пишите по адресу: tim@trizland.ru
Виктор Тимохов