О технологии работы над учебником и о его структуре

  1. По каждой теме учебника, подготавливаются краткие тезисы, в которых содержатся:

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    • Название темы.
    • Учебная цель темы.
    • Перечень используемых понятий, определений и их толкование.
    • Изложение основных мыслей темы.
    • Перечень примеров и упражнений, помещаемых в теоретическую часть.
    • Форма диагностики (проверка степени усвоения материала).
    • Взаимосвязь материала с предыдущими и последующими разделами.

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    • Название темы.
    • Метод или способ закрепления знаний и развития умений.
    • Перечень показательных примеров и упражнений.
    • Перечень примеров и упражнений для самостоятельной работы.

    ПОЯСНЕНИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ И СПРАВКИ

    • Название темы.
    • Перечень рекомендуемых материалов посвященных изучаемой теме.
  2. Предложенные тезисы критически рассматриваются всеми составителями учебника и каждый в праве высказать по ним свое любое мнение.

    Однако, все замечания и предложения должны быть убедительными и обоснованными, при этом не надо умножать сущностей без их необходимости, то есть не предлагать то, что дальше работать не будет. (Материалы, даже если они теоретически верны и интересны, но в дальнейшем не используются в учебнике, приниматься во внимание не будут.)

    Окончательный вариант тезисов по каждому разделу принимается Ивановым Г.И.

  3. С учетом принятых замечаний и поправок по тезисам, пишется и согласовывается основной и уже полный текст теоретической части учебника.

    Стиль изложения текста теоретической части учебника должен быть академическим — сухим, четким, ясным, без длиннот, пустословий и расползания мысли с попыткой охватить весь мир. Учебник пишется для сугубо инженерной(!) деятельности, а не о творчестве «вообще». Поэтому он должен быть максимально деловым и инструментальным.

    Оформление теоретической части должно быть внешне строгим, но красочным, иметь броский, но удобочитаемый шрифт и иметь кнопки для вызывания гиперссылок с названием «Дополнения» «Примеры», «Задачи», «Улыбки» и, быть может, другие.

  4. После готовности основного текста теоретической части (по какой либо конкретной теме), подбираются примеры, упражнения и задачи, которые помещаются уже в практическую часть учебника, и которые при желании читателя могут вызываться гиперссылками из теоретической части учебника.

    Стиль изложения текста практической части учебника произвольный, при этом его объем может в несколько раз превышать объем теоретической части. Большинство задач составляются так, чтобы в них было достаточно информации для ее решения. Однако, некоторые задачи с учебной целью, особенно в разделе «Выбор задач из проблемной производственной ситуации», должны быть изложены с недостатком информации. Получение нужной информацию становится возможным лишь после того, как ее запросит читатель)

    Стиль изложения текста в разделе «Пояснения, консультации и справки» так же свободный. В нем помещаются дополнительные материалы по изучаемой теме, вызываемые из теоретической части, описывается применение изучаемых понятий в нетехнических областях и в природе, даются советы и подсказки для решения задач, приводится перечень литературы, а так же помещены афоризмы, анекдоты и комиксы, подкрепляющие изучаемый материал.

  5. Полностью готовый текст по конкретной теме учебника передается, в электронном виде, главному редактору учебника для его правки, затем, художнику и программисту для форматирования, художественного оформления и программного обеспечения. После этого готовый материал проверяется его авторами на предмет работоспособности и отсутствия ошибок.
  6. По мере готовности всех разделов, учебник комплектуется, части разделы увязываются между собой, тексты и программы окончательно редактируются и исправляются. Учебник, в нескольких экземплярах копируется на СД — дисках, проводятся закрытые испытания и, при необходимости, делается правка.
  7. Полностью готовый учебник в трех экземплярах передается Заказчику — Совету МА ТРИЗ, который организовывает его рекламу, массовое тиражирование и реализацию. После получения прибыли производится расчет с авторами и исполнителями.

Примечание.

По разделам ЗРТС и анализу проблемных ситуаций с выходом на задачи, тезисы готовит Иванов Геннадий Иванович. Рассылка начнется в апреле, мае 2003 года.

По всем остальным разделам — тезисы могут готовить любые желающие и присылать их Иванову Г.И.