КейсыСегодня кейсов в Базе - 66

 

Условие задачи

 

При монтаже печатных плат используют многокомпонентный клей типа эпоксидного - длительность приготовления клея 30-40 мин., рабочее время после этого 45 мин. Потом клей застывает, фактическое его использование составляет 15%. Как уменьшить расход клея в 5-6 раз?

 

ТС для получения печатных плат способом приклеивания деталей к плате-основе включает многокомпонентный клей, который готовят смешиванием вязких компонент непосредственно перед использованием в течение 20-30 мин.;

 

НЭ-1:

через 30-40 мин клей застывают, его удается использовать после смешения только на 10-15% - большие потери дефицитного клея;

 

СУ:

готовить маленькие порции клея, которые можно полностью израсходовать;

 

НЭ-2:

трудно дозировать очень маленькие порции вязких жидких компонентов клея; точность подготовки клея ухудшается.

 

ТП-1:

если готовить порции клея около 100 г, то точность приготовления смеси хорошая, но после смешения порцию удается использовать только на 10-20% - остальное количество (около 80-90%) затвердевает и приходится его выкинуть.

 

ТП-2:

если готовить небольшие порции клея (10-20 г), то увеличивается полнота использования клея (до 50-70%), но ухудшается точность дозирования разных компонентов (этих вязких жидкостей).

 

или

ТП-2а:

если бы удалось смешать компоненты клея быстро (менее 5 мин), то продолжительность применения клея возросла бы в полтора-два раза (расход клея бы уменьшился), но высокая вязкость исходных компонентов клея не позволяет это сделать.

 

Главное ТП:

- это ТП-1, т.к. точность дозирования компонентов клея обеспечивает качество изготовления изделий (печатных плат).

 

МЗ:

Дана большая порция (около 100г) многокомпонентного клея, который через 1 час после начала смешивания застывает (затвердевает) и становится непригодной для использования (удается использовать не более 15-20%).

 

Необходимо уменьшить потери дефицитного и дорогого клея (например, увеличить продолжительность его использования после смешивания всех компонентов).

 

Обратимся к таблице ГС Альтшуллера поиска приемов РТП:

Что требуется: а) уменьшить потери вещества – строка 23, или

б) увеличить продолжительность действия – строка 25.

Как обычно действуют:

а) уменьшением порции вещества, или б) охлаждением готовой смеси.

Что недопустимо ухудшается:

а) ухудшается точность изготовления – колонка 29, б) затрудняется удобство использования – колонка 33.

Рекомендации приемов РТП: в (23 / 29) приемы 35, 10, 24, 31 и (25 / 33) 4, 28, 10, 34; Ранжируем приемы: 35, 4, 10, 28, 24, 31, 34.

Испытаем применимость этих приемов:

Прием 35 – изменение агрегатного состояния вещества:

клей – вязкая смесь жидкостей, сделать их газами или твердыми нельзя, но можно развести его (эту смесь) легкоиспаряющимся и подвижным разбавителем (эфиром?).

Прием 4 – принцип асимметрии, кажется, непригоден.

Прием 10 – принцип предварительного действия:

соответствует предложению разбавить клей эфиром или другим летучим растворителем (вероятно, такой разбавитель приведет к расслоению смеси, что недопустимо), или охладить смесь, чтобы замедлить полимеризацию.

Прием 28 – замена механической схемы: механическое перемешивание смесей вязких жидкостей очень затрудненно, нагреть смесь для разжижения нельзя, т.к. нагрев ускорит реакцию полимеризации смеси.

Прием 24 – принцип посредника: таким посредником может быть жидкий, подвижный растворитель-разбавитель смеси.

Приемы 31 (применение пористых материалов) и 34 (принцип отброса частей): вероятно, “отброс” легколетучего растворителя-разбавителя может быть пригоден.

Итоговая идея технического решения: подобрать и испытать пригодность для таких смесей легколетучего разбавителя (эфира и т.п. жидкости) или охладить готовую смесь.

 

***

 

Разбор взят из “Сборника химических задач по ТРИЗ” В.А. Михайлов ©, 2004 г.

Для кого:  Маркетолог,Инженер

Тип решаемой задачи:  Химия,Техника,Социальные задачи

Приобретаемые навыки:  решение задачи

Добавить в блокнотБлижайшие мероприятия
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии:

    Для кого:  Маркетолог,Инженер

    Тип решаемой задачи:  Химия,Техника,Социальные задачи

    Приобретаемые навыки:  решение задачи

    Добавить в блокнотБлижайшие мероприятия
    (Голосов: 0, Рейтинг: 0)



    Добавить комментарий:

    Комментарии: