Блог Сергея Краснобородазаметок в блогах - 89

Осваиваем метод аналогий

Блог Сергея Красноборода

Дата: 24.9. 2019

 

Рассуждая о возможности множества вероятных историй развития Вселенной, Стивен Хокинг в книге «Краткие ответы на большие вопросы» упоминает про антропный принцип подхода к теме. Он гласит: «Вселенная должна быть более или менее такой, какой мы ее видим, потому что, будь она иной, не было тех, кто может ее наблюдать». То есть, возвращаясь «на грешную землю», можно допустить, что все вокруг нас существует потому, что мы имеем о нем представление. И как бы ни тужились фантасты, пытаясь изобразить разумных существ, живущих на других планетах, все равно в этих образах «читаются» исходные данные нашей реальности – щупальца кальмаров или головы лягушек, многорукие пауки или меняющие формы прозрачные медузы, прыгающий на ноге страуса мозг в виде очищенного грецкого ореха или махающий слоновьими ушами летающий глаз быка.    
   Фантасты явно пользуются методом аналогий. И не только фантасты.
   Можно вообще ставить вопрос кардинально: кто не пользуется методом аналогий? Арфа – это те же гусли, только большие и «стоя». Купол цирка сверху напоминает зонтик. А банковские беспроцентные ссуды очень похожи на одалживание денег у соседа «до зарплаты». При желании аналогии можно отыскать практически везде. 
   Была когда-то в «до-смартфоновую эру» такая игра у детей дошкольного возраста – смотреть на проплывающие по небу облака и представлять, на что каждое облако похоже. Очень развивало фантазию. Потом дети с бурной фантазией вырастали и становились теоретическими физиками, как Стивен Хокинг, неординарными художниками, как Сальвадор Дали, или успешными инноваторами, как Стив Джобс. Как часто метод аналогий помогал им в генерации прорывных идей? Если задаться целью, можно, конечно, проанализировать каждую из них – вычленить «зерно», проверить «исходники», проследить процесс адаптации.  Но ключевым фактом остается один: развитая фантазия помогала в нужное время и в нужном месте подобрать из множества имеющихся в окружающей действительности форм именно ту, которая еще не использовалась в заданном контексте. То есть – использовать метод аналогий.
   В нашем постиндустриальном обществе, кажется, практически любой значимый процесс сегодня изучен и проверен технологией – от приготовления омлета из трех яиц до продвижения по карьерной лестнице в торговой компании. Методом «без-научного тЫка», или проб и ошибок, пользуется сейчас разве что тот, кто упорно не желает или не может вписываться в быстротекущее время. 
   Но как оказалось, «золотая медаль» технологичности имеет и свою оборотную сторону. А именно – закрепощение фантазии. Попадая в нестандартную ситуацию – в жизни, в бизнесе, на производстве – мы часто и ведем себя по шаблону, ищем идею «на самой ближней полке». Что-то мешает посмотреть на вещи шире, глубже, пристальнее. Что-то закрепощает…
   
   В жизни-то у нас как происходит? Вначале, как правило, появляется ощущение неких неопределенных трудностей и конфликтов. Потом вырисовывается проблема. Как организовать в одной аудитории учебный процесс одновременно для пятиклассников и девятиклассников? Как сделать узнаваемым магазинчик «ближайшей доступности»? Как на «Москвич-412» поставить двигатель от «Порше»? 
   Проблема, общая абстрактно сформулированная, требует разрешения. Значит, надо превратить ее в конкретную задачу. Или серию взаимосвязанных задач. А дальше – решаем! Применяя, например, метод аналогий. Тот самый, которым пользовались Сальвадор Дали и Стив Джобс. 
   Эффективному применению метода аналогий для решения творческих задач посвящен 8-часовой семинар Евразийской Школы технологий и творчества, адресованный тем,  оперативно решает проблемы – маркетологам, дизайнерам, менеджерам, разработчикам продуктов.     
   Как корректно перенести свойства одно объекта на другой так, чтобы эти новые свойства помогли решить задачу? Можно ли «для пользы дела» переформулировать отношения между объектами? Что такое структурные и семантические аналогии? Как с помощью аналогии свойств выйти на новые сегменты рынка со своим товаром? Подробное рассмотрение этих вопросов с примерами из практики и решением тестовых задач поможет побороть инерцию мышления…   
   Разглядывать облака сегодня некогда. Да, честно говоря, и незачем. 
   Потому что генерация оригинальных идей – это тоже технология, которой можно и нужно учиться. А метод аналогий – один из инструментов этой технологии развития творческого воображения.

   Рассуждая о возможности множества вероятных историй развития Вселенной, Стивен Хокинг в книге «Краткие ответы на большие вопросы» упоминает про антропный принцип подхода к теме. Он гласит: «Вселенная должна быть более или менее такой, какой мы ее видим, потому что, будь она иной, не было тех, кто может ее наблюдать». То есть, возвращаясь «на грешную землю», можно допустить, что все вокруг нас существует потому, что мы имеем о нем представление. И как бы ни тужились фантасты, пытаясь изобразить разумных существ, живущих на других планетах, все равно в этих образах «читаются» исходные данные нашей реальности – щупальца кальмаров или головы лягушек, многорукие пауки или меняющие формы прозрачные медузы, прыгающий на ноге страуса мозг в виде очищенного грецкого ореха или махающий слоновьими ушами летающий глаз быка.   

   Фантасты явно пользуются методом аналогий. И не только фантасты.


Нас окружают аналогии

 

   Можно вообще ставить вопрос кардинально: кто не пользуется методом аналогий? Арфа – это те же гусли, только большие и «стоя». Купол цирка сверху напоминает зонтик. А банковские беспроцентные ссуды очень похожи на одалживание денег у соседа «до зарплаты». При желании аналогии можно отыскать практически везде. 

   Была когда-то в «до-смартфоновую эру» такая игра у детей дошкольного возраста – смотреть на проплывающие по небу облака и представлять, на что каждое облако похоже. Очень развивало фантазию. Потом дети с бурной фантазией вырастали и становились теоретическими физиками, как Стивен Хокинг, неординарными художниками, как Сальвадор Дали, или успешными инноваторами, как Стив Джобс. Как часто метод аналогий помогал им в генерации прорывных идей? Если задаться целью, можно, конечно, проанализировать каждую из них – вычленить «зерно», проверить «исходники», проследить процесс адаптации.  Но ключевым фактом остается один: развитая фантазия помогала в нужное время и в нужном месте подобрать из множества имеющихся в окружающей действительности форм именно ту, которая еще не использовалась в заданном контексте. То есть – использовать метод аналогий.

                                                     

                                               Даже у золотой медали есть две стороны


   В нашем постиндустриальном обществе, кажется, практически любой значимый процесс сегодня изучен и проверен технологией – от приготовления омлета из трех яиц до продвижения по карьерной лестнице в торговой компании. Методом «без-научного тЫка», или проб и ошибок, пользуется сейчас разве что тот, кто упорно не желает или не может вписываться в быстротекущее время. 

   Но как оказалось, «золотая медаль» технологичности имеет и свою оборотную сторону. А именно – закрепощение фантазии. Попадая в нестандартную ситуацию – в жизни, в бизнесе, на производстве – мы часто и ведем себя по шаблону, ищем идею «на самой ближней полке». Что-то мешает посмотреть на вещи шире, глубже, пристальнее. Что-то закрепощает…

   В жизни-то у нас как происходит? Вначале, как правило, появляется ощущение неких неопределенных трудностей и конфликтов. Потом вырисовывается проблема. Как организовать в одной аудитории учебный процесс одновременно для пятиклассников и девятиклассников? Как сделать узнаваемым магазинчик «ближайшей доступности»? Как на «Москвич-412» поставить двигатель от «Порше»? 

   Проблема, общая абстрактно сформулированная, требует разрешения. Значит, надо превратить ее в конкретную задачу. Или серию взаимосвязанных задач. А дальше – решаем! Применяя, например, метод аналогий. Тот самый, которым пользовались Сальвадор Дали и Стив Джобс. 


Зачем разглядывать облака?

 

   Эффективному применению метода аналогий для решения творческих задач посвящен 8-часовой семинар Евразийской Школы технологий и творчества, адресованный тем,  оперативно решает проблемы – маркетологам, дизайнерам, менеджерам, разработчикам продуктов.     

   Как корректно перенести свойства одно объекта на другой так, чтобы эти новые свойства помогли решить задачу? Можно ли «для пользы дела» переформулировать отношения между объектами? Что такое структурные и семантические аналогии? Как с помощью аналогии свойств выйти на новые сегменты рынка со своим товаром? Подробное рассмотрение этих вопросов с примерами из практики и решением тестовых задач поможет побороть инерцию мышления…   

   Разглядывать облака сегодня некогда. Да, честно говоря, и незачем. 

   Потому что генерация оригинальных идей – это тоже технология, которой можно и нужно учиться. А метод аналогий – один из инструментов этой технологии развития творческого воображения.

 

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: