Что нового?

Осенняя проектная школа в ОЦ Сириус
Дата проведения: 05.11.2019

Преподаватель: 

Козырева Н.А.,

кандидат психологических наук,

доцент Московского государственного педагогического университета

 

Из опыта проведения проектной школы «Я меняю мир» в образовательном центре «Сириус», г. Сочи

Благотворительный фонд Андрея Мельниченко – частный фонд инфраструктурных образовательных проектов – пригласил 36 школьников 12-17 лет из Кемерово, Барнаула, Бийска, Новомосковска, Невинномысска, Ленинск-Кузнецка и 20 сопровождающих их педагогов на осеннюю проектную школу «Я меняю мир». Все приглашенные школьники ранее принимали участие в Детском научном конкурсе (ДНК) Фонда Мельниченко, в 2018-2019 г.г. Школа проводилась 2-13 сентября 2019 года на базе образовательного Центра «Сириус» (г.Сочи), который предоставил помещения для занятий, лаборатории и материалы для изготовления моделей.

Для проведения проектной школы Центром креативных технологий «Идеальные Решения» по заказу Фонда была разработана модульная программа «Я меняю мир» (авторы - В.И. Тимохов, Мастер ТРИЗ, Н.А. Козырева, к.пс.н.).

Жили все участники школы в отеле Омега Сириус парк (Omega Sirius Park Hotel), который расположен в семи минутах от учебного корпуса, в котором проводились занятия. День складывался из двух учебных модулей по 4 уч.часа каждый (утренний с 9 ч утра и вечерний с 16 ч.) и модуля отдыха между ними (выезд на море, купание и обед). Такой распорядок дня позволил детям поддерживать высокую творческую активность. Поскольку дети были разных возрастов, то в зависимости от состояния ребят можно было изменять продолжительность модулей. Был и дополнительный модуль – консультативный (по выбору): с 20 до 22 ч вечера эксперты ЦКТ «Идеальные Решения» проводили консультации по проектам (в этой работе также участвовали – Хребтов Александр и Максим Тимохов). Фонд Андрея Мельниченко также организовал детям несколько экскурсий – на Красную Поляну, в олимпийский парк Сочи, на «Тесла-шоу». Большую экскурсию по «Сириусу», с мастер-классами в различных лабораториях, провели сотрудники образовательного Центра «Сириус».

 

Рассмотрим подробнее структуру деятельности по модулям программы «Я меняю мир».

 

Модуль 1. Поиск значимых проблем для проектов    

Первые дни мы обучали ребят способам поиска темы для проектов с использованием метода фокальных объектов (МФО), типовых приёмов изобретательства по ТРИЗ, морфологического анализа, метода РВС (размеры-время-стоимость), метода Робинзона Крузо и метода Колумба.

 

Модуль 2. Выбор идеи проекта для дальнейшей разработки       

Каждая поданная тема проекта была проанализирована в командах с помощью чек-листов, в которых были 11 вопросов по актуальности проекта, целевой аудитории, виду проектного результата, срокам выполнения проекта, результатам и др. Всего были описаны темы для 178 проектов. Из них ребята выбрали 10 проектов для реализации в процессе осенней школы.

 

Модуль 3. Разработка проекта

Затем команды научились пользоваться инструментами для планирования работы над проектом, выделения задач, определения необходимых ресурсов, материалов, оборудования и времени для реализации проектов. Для этого проводились консультации с экспертами Центра креативных технологий «Идеальные Решения», педагогами, специалистами ОЦ «Сириус».

Некоторые проекты включали изготовление и испытание модели. Работа проходила в лабораториях схемо- и системотехники, 3D-прототипирования ОЦ «Сириус». Ребята познакомились с основами компьютерного моделирования, при этом им помогали как сотрудники «Сириуса», так и педагоги, владевшие данной технологией, даже из других команд. Для изготовления макетов менеджер Фонда А.Мельниченко оперативно закупал необходимые компоненты. После создания файла со своей моделью ребята  «выращивали» её на 3D принтере, или запускали лазерные станки, токарный станок с ЧПУ. Не были забыты и стандартные технологии изготовления макетов из картона, бумаги и различных подсобных материалов, которые команды активно использовали в дополнение к высокотехнологичным элементам своих проектов.

Всего за 3-4 дня ребятам удалось пройти стадию макетирования! 

 

Модуль 4. Развитие проектов: повышение уровня новизны

В то время как одни члены команды занимались макетирование и испытанием своей модели, другие ребята научились применять инструмент ТРИЗ «Идеальность» при решении задач прогнозирования развития своего проекта. Они проводили поиск недостатков и рисков проекта с помощью диаграммы Исикавы-Сибирякова и методики FAST. Повышали уровень новизны технического решения, которое легло в основу проекта.

По адаптированной под краткосрочный формат методике Н.А. Козыревой «Начинай изобретать» изучали аналоги и составляли формулы своего изобретения для получения патента. Школьниками были предложены восемь патентоспособных технических решений: мяч для спасения на воде, устройство «Assistan travel» для рекомендуемого безопасного движения слепых, складная пластиковая бутылка, комплексная автоматизированная система пропуска и фиксирования перемещений людей на территории организации, игрушка «Хут-Хут», Неваляшка «Кот-охотник», игрушка Неваляшка «Солнечная система». Оформив в дальнейшем заявки на свои изобретения, дети получат патент и статус изобретателей ещё в школьном возрасте. 

 

 

Модуль 5. Презентация проекта

Ребята познакомились со структурой презентации проекта для участия в будущих конкурсах, изучили типовые ошибки своих предшественников. Подготовили индивидуальный и командный «театрализованный» показ в действии макета своей разработки и создали компьютерную презентацию проекта.

На финальной проектной сессии в конференц-зале ОЦ «Сириус» команды отчитались о результатах осенней проектной школы: выступили с презентацией, демонстрацией модели, докладывали результаты проведенных исследований, испытаний, делали выводы о перспективах дальнейшего развития проекта.

Самое главное, что дети уезжали из Центра «Сириус» с верой в себя, что могут изменить мир! «Сириус» зажигает новые звёзды!

 





Добавить коментарий:

Коментарии:

    Форма заявки на участие.


    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :*
    :