Блог Олега Сарычева

Роботизированный корабль будущего

Блог Олега Сарычева

Дата: 11.4. 2014

Плыть по морю-океану, прекрасный отдых для пассажиров круизного лайнера. Однако парк морских и океанских судов в большинстве своём представляет грузовые судна, управляют и обслуживают которые экипаж, численностью, минимум, в десятки, человек. Экипаж вынужден везти с собой запасы провианта и воды, которые можно было бы занять коммерческим грузом. И экипажу нужно платить немалые деньги за его работу.

 

Получается, что экипаж должен быть на судне, чтобы им управлять. И экипаж не должен быть на судне, поскольку его присутствие связано с вредными эффектами: недогрузом судна и издержками на зарплату. Когда к одному и тому же объекту предъявляются противоположные требования, то, согласно ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) мы имеем дело с физическим противоречием. Это физическое противоречие можно разрешить в пространстве. Экипаж оставить на берегу, а плывущим грузовым кораблём управлять дистанционно.

 

Именно такую концепцию роботизированных кораблей будущего предложил вице-президент компании Роллс-ройс. В ближайшем будущем грузовые суда и другие суда будут беспилотными роботами, которые будут путешествовать по морям и океанам, а управлять ими дистанционно будут капитаны, находящиеся на берегу.

 

Представим себе, что лет через 20, грузовой контейнеровоз, более крупный, чем существующий сегодня, приближается к порту Шанхая. Контейнеровоз имеет очень элегантный вид. На нём нет никаких надстроек для экипажа, и даже спасательных лодок и поручней. Потому что судно – робот без единственного человека на борту.

Роботизированный корабль будущего

По мнению вице-президента, этот сценарий может появиться из-за экономических трудностей, которые испытывают торговые флоты мира. Идея Роллс-ройса заработает при условии, что эра дешевой энергии закончится и что возрастающие топливные затраты потребуют альтернативу дизельному топливу. Кроме того, судоходные компании должны будут терпеть убытки из-за национальных и международных соглашений, особенно в отношении парниковых газов.

 

Проблему отказа от дизельного топлива помогут решить такие инновации, как проектирование более эффективных корпусов, установка солнечных батарей или ветровых движителей (например, роторов Флеттнера) толчка ветра в форме роторов. Однако самая большая стоимость грузоперевозок – человеческий труд. По мнению промышленного консультанта компании Moore Stephens, расходы на оплату труда составляют 44% всех расходов на грузоперевозки. Это не только стоимость зарплат и пенсий. На судне команды нуждаются в жилых помещениях, душевых, зонах отдыха, в спасательных лодках и многом другом. Всё это стоит денег и, как говорилось выше, занимает место, которое мог бы занимать коммерческий груз. План Роллс-ройса состоит в том, чтобы проявить целостный подход к конструкции судна будущего, на решение проблем разработки новых корпусов, двигателей, систем солнечной энергии и (частично) парусов.

 

Все это радикальным образом превращает коммерческие судна в судна-роботы.

В ближайшем будущем, суда-роботы ещё будут нуждаться в удалённом управлении.

Управлять курсом даже самого большого судна относительно просто. В открытом море или океане рулевому приходится касаться штурвала очень редко. Много судов уже оборудованы всеми видами камер, которые видят ночью и сквозь туман, не говоря уже о радаре, гидролокаторе, GPS и множестве других датчиков. Роллс-ройс предвидит, что скоро эти датчики и автоматические системы позволят одному или нескольким операторам управлять суднами из наземных центров. Кроме более очевидных преимуществ уменьшения затрат, можно пойти ещё дальше. Один человек на берегу может управлять несколькими судами.

 

Однако управление кораблем – сложная задача, и судно не плывёт само по себе. В акватории морей и океанов находится много других кораблей, с которыми возможно столкновение. Прежде чем роботы-суда смогут отправиться в плавание, есть серьезные проблемы безопасности. Есть также много юридических препятствий об ответственности за судно и согласованность с инструкциями морского права. Если эти и другие возражения смогут быть преодолены, то моря смогут быть более безопасным и более эффективным хотя менее романтичным местом.

…А, по мере повышения степени автономии, в соответствии с Законами ТРИЗ произойдёт полное вытеснение человека с уровня управления и принятия решений системы “робот-судно”.

Олег Сарычев

Добавить в блокнот
(Голосов: 0, Рейтинг: 0)




Добавить комментарий:

Комментарии: