Методикиcегодня в Базе - 29 креативных методик

Креативная методика: "Создание нового товара методом изменения взаимодействий" все методики

Код для вставки в блог


Код вставки в блог | Результат

Скопируйте готовый код используя комбинацию клавиш Ctrl+C.

Создание нового товара методом изменения взаимодействий
Создание нового товара — сложный процесс. Под ним часто подразумевает разработку полноценной продуктовой линейки или совершенствование уже существующего продукта. Например, был телефон, в него добавили экран, потом экран стал сенсорным — эти этапы модернизации привели к тому, что изменилась его концепция. Так появились смартфоны.Можем ли мы поступить похожим образом, взять существующий товар и усовершенствовать его настолько, чтобы он стал совершенно другим? Знакомьтесь — метод изменения взаимодействий. Это эффективный инструмент ТРИЗ, с помощью которого можно создать новый товар на основе имеющихся ресурсов.
Читать полностью

17.06.2020

Автор текста: Николай Прокопьев

Создание нового товара — сложный процесс. Под ним часто подразумевает разработку полноценной продуктовой линейки или совершенствование уже существующего продукта. Например, был телефон, в него добавили экран, потом экран стал сенсорным — эти этапы модернизации привели к тому, что изменилась его концепция. Так появились смартфоны.

Можем ли мы поступить похожим образом, взять существующий товар и усовершенствовать его настолько, чтобы он стал совершенно другим? Знакомьтесь — метод изменения взаимодействий. Это эффективный инструмент ТРИЗ, с помощью которого можно создать новый товар на основе имеющихся ресурсов.

Создавай и властвуй

Метод изменения взаимодействий в ТРИЗ — именно так назывался мастер-класс, который провели специалисты ЦКТ «Идеальные Решения» в марте 2020 года. Слушатели узнали о том, как применять метод в совершенствовании товаров, услуг и в создании новых продуктов.

На практике разобрали конкретные примеры, чтобы закрепить знания и успешно использовать метод в дальнейшем. Местом проведения стала площадка «Точка кипения — Коммуна НИТУ «МИСиС» (г.Москва).

В этом материале мы показываем процесс применения метода к созданию нового товара, как использовать метод при разработке продукта и генерировать идеи по его совершенствованию.

С чего начинается процесс создания продукта

Обычно процесс создания нового товара или услуги делят на несколько этапов, куда включают:

  • анализ потребностей клиентов, анализ рынка;
  • этап генерации идей и их отбор;
  • разработку ключевой концепции на основе отобранной идеи;
  • проработку стратегии маркетингового продвижения;
  • анализ производства, бизнеса.
  • саму разработку нового товара, услуги;
  • АБ-тестирование (так называемый пробный маркетинг);
  • запуск в массовое коммерческое производство.

Метод изменения связей можно использовать на этапе генерации и отбора идей, при разработке ключевой концепции, разработке нового товара и при проработке стратегии маркетингового продвижения.

Суть метода в том, что мы анализируем связи между свойствами самого продукта и его потребительского окружения. Видоизменяем эти связи, наблюдаем, какие изменения произошли в продукте, и генерируем идеи. Такой подход позволяет отойти от протоптанной дорожки стереотипов мышления, чтобы выйти на новые, инновационные концепции в создании товара или услуги.

Проект разработки нового продукта на конкретном примере

Для наглядности разберем пример создания нового товара. Возьмем большого плюшевого мишку, которого нашли на Яндекс.Маркете по запросу "купить плюшевого медведя". Переходим на официальный сайт магазина и внимательно изучаем представленную игрушку (см.фото)

Смотрим и анализируем, какие переменные свойства могут быть у игрушки «Большой плюшевый медведь «Семен»: вес, наполнитель, цвет, размер. Неочевидное: к параметрам можно привязать свойства «объятия», «пружинистость», «тактильность» (как он наощупь), части лица и тела (большой нос и рот, маленькие глаза), «речь» (говорит или нет). Заглянем поглубже в свойства наполнителя: оказывается, холлофайбер состоит из пружинистых волокон, которые склеены высокой «температурой» и не пропускают «влагу». В кавычки мы взяли свойства, чтобы их использовать дальше.

Мы определились с продуктом, теперь нужно взять объект из его потребительского окружения. Судя по фото товара, целевая группа объекта «плюшевый мишка» — девушки от 18 лет и старше. Анализируем, какие переменные свойства могут быть у элемента «девушка». Условно отнесем сюда «аллергию», «семейное положение», «настроение», «возраст», «сон», «безопасность/заботу», которой окружает партнер, защищая свой объект воздыханий. Если подумать о конкретных местах, где любит бывать «девушка», то добавим свойства «хобби», «учеба/работа». Сюда также можно отнести семью и домашнее окружение.

Составляем таблицу, в которой прописываем переменные свойства выбранных объектов взаимодействия. Свойства объекта «медведь» фиксируем в первый столбец, «девушки» — в первую строку таблицы.

У нас получилось следующее:

Поясним, что у нас получилось в таблице. Опишем, между какими свойствами нашей пары мы выявили взаимодействия у товара-прототипа.

  1. В качестве наполнителя использован холлофайбер — это гипоаллергенный материал. Фиксируем существующую связь «наполнитель-аллергия» в таблицу, пишем в соответствующую ячейку цифру «1» — взаимодействие есть.
  2. Он приятен наощупь, создает ощущение теплоты и уюта, то есть, создает настроение. Фиксируем пару «настроение-тактильность» проставленной «единицей» в таблице.
  3. Взаимодействие «размер-настроение» — объект «девушка»обнимает мишку, и успокаивается, то есть чувствует себя спокойно. Проставляем обнаруженную связь «единицей» в пересекающейся ячейке таблицы.
  4. Пара «семейное положение-размер». При объятии в организме усиливается выработка гормона окситоцин, который отвечает за чувство удовольствия.Благодаря гормону объект сильнее привязывается к партнеру. Исходя из этого, можно провести связи «семейное положение-размер». Ставим «единицу» на пересечении строк.
  5. Когда «девушка» обнимает «Семена», у нее появляется чувство заботы, безопасности благодаря тому же окситоцину. Таким образом, устанавливаем связь между параметрами «размер» и «забота» — ставим «1».
  6. Вряд ли такого «монстра» подарят маленькой девочке 3-5 лет, значит, есть зависимость «Возраст-Размер».
  7. «Наполнитель-забота». Наполнитель мягкий, упругий, его приятно обнимать, за счет него создается ощущение безопасности и заботы. От твердого кирпича с мягкой обивкой такого добиться сложно.
  8. Благодаря тактильным свойствам с ним очень хорошо спать. Ставим связь «сон-тактильность».

Сейчас мы остановились только на восьми пунктах, в соответствующих ячейках проставили «единицы», то есть, зафиксировали взаимосвязь (а в скобках в каждой выделенной ячейке для удобства работы дополнительно указали пункт списка).

В идеале при работе по методу изменения взаимодействий поэтапно анализируются все связи: напомним, и тогда мы ставим в ячейках «1», если они есть, и указываем «0», если взаимосвязи между свойствами нет.

Создаем новый товар, модернизируя старый

После того, как проанализировали взаимодействующую пару объектов, мы узнали, какие связи есть, а какие отсутствуют.

Далее, после того, как все ячейки таблицы заполнены «нулями» и «единицами», поступаем просто – меняем существующие взаимодействия. Например, «0» меняем на «1» (то есть, там, где не было взаимодействия, вводим новую связь) и смотрим, как изменяется наш продукт, ищем и записываем идеи по совершенствованию плюшевой игрушки. 

Рассмотрим конкретные комбинации:

  1. Температура-настроение. У медведя «Семена» как товара такого взаимодействия с «девушкой»,увы, нет. Мысленно ставим такую связь. Меняем ноль на единицу. Что можно создать на основе этого изменения? Например, встроим в объект «медведь» термоизоляционный карман для хранения прохладительных напитков. Это сохраняет хорошее настроение в жару.
  2. Температура-забота. Опять же, в нашей таблице такой связи нет.Вводим ее. Например, объект «Семён» замеряет температуру тела объекта «девушки», проявляя заботу и обеспечивая безопасность здоровья. Можно встроить специальный тепловизор или температурный датчик, который вовремя известит о превышении стандартных показателей: «37 градусов — есть угроза здоровью!». Или другая идея: в комнате холодно, мишка нагревает лапки, можно греться.
  3. Влага-хобби. «Девушка» любит отдыхать в бассейне, поэтому создаем надувного мишку для купаний. При этом исходим из того, что «СЕМЁН» с мехом. Можно дать задачу химикам, чтобы они создали мех, отталкивающий воду, или пойти простым путем: шкура игрушки — это чехол, который снимается. Останется сделать клапан для того, чтобы наполнить этот «спасательный круг» воздухом.
  4. Речь-настроение. Связей нет, вводим новую зависимость. Банальная идея — встроить в «медведя» электронные компоненты по типу кнопки. Нажать на нее, и тут же звучит поздравительная песенка.

А) Но можно пойти глубже и встроить в «мишку» микрофон с функцией памяти. Любимый человек объекта «девушка» записывает поздравление самостоятельно: поет песню, словами говорит о любви — и дарит его. Так создается индивидуальность продукта для потребителя — не чужая записанная декламация известной песни, а дорогой сердцу голос с искренними поздравлениями.

Б) Помещаем электронные компоненты смартфона и создаем подобие органайзера, когда голос любимого каждое утро в течение недели будит обладательницу пожеланиями доброго утра и говорит, что предстоит. Актуально для женатых пар.

В) Еще можно настроить отправку голосовых сообщений с добрыми пожеланиями. Так как сейчас многие молодые люди знакомятся и общаются онлайн, находясь в других городах, то такой «мишка» станет действительно ценным и незабываемым подарком.

Г) Еще можно встроить в «Семёна» голосовой помощник Алису (или Сири, кому что нравится).

  1. Вес-учеба. Делаем первый параметр переменным и получаем «мишку-сумку». Сзади него молния, которая открывает доступ к карману с секциями: сюда кладем «косметичку», сюда — учебники, сюда — смартфон. Возможно, понадобится уменьшить размер для комфортного ношения. Мы проставили такую связь, хотя здесь, по сути, уменьшили объем наполнителя.
  2. Вес-хобби. Если объект «девушка» занимается спортом, например, дзюдо, можно создать специального «Семена-борца», который помогает совершенствовать бросковую технику дома. При сохранении функции игрушки понадобится создать «пустоту» внутри товара, чтобы наполнять его грузом-манекеном. Будет что-то типа «матрешки».

Вот как это выглядит в таблице:

Можно полностью задействовать изменение всех переменных свойств и продолжать генерировать идеи, работая с таблицей. Правда, это потребует определенного времени. Здесь же нами, чтобы показать принцип работы, приведено лишь несколько идей, связанных с изменением взаимодействий.

Создание новых взаимосвязей между объектами — путь к инновационным решениям

Итак, на примере большого плюшевого медведя «Семен» мы поменяли лишь некоторые связи, проанализировали, как может измениться продукт. И на основе этого создали новые концепции по разработке продукта и его совершенствование. Некоторые созданные связи помогли найти идеи для создания нового товара и обновления модельного ряда. Другие подсказали, что можно добавить в продукт для обновления его в глазах покупателя, так, чтобы товар обрел новую ценность.

В итоге, когда мы получили новые идеи, уже можно идти на рынок и тестировать гипотезы. Очевидно, нужно их тщательно проработать.

Метод позволяет по-новому взглянуть на уже привычный продукт и найти несколько выходов там, где кажется, что дверь только одна. Однако он требует времени на знакомство с ним и его освоение.

Уровень сложности методики: 

Этап процесса решения задач: 

Эффективность методики: 1

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)



Добавить комментарий:

Комментарии: