Статьиcегодня статей - 280

Шиворот на выворот

Дата публикации: 03.11.2010

Данная статья – вторая из серии «Изобретать может каждый».

А в первой статье из цикла мы давали задачу 5. Шоколадная бутылочка.
Условие задачи: Необходимо изготовить конфету: шоколадную бутылочку с сиропом. Можно изготовить отдельно бутылочку и заполнить ее сиропом с помощью шприца с тонкой иглой (чтобы на поверхности не было сильных повреждений). Но сироп очень густой, плохо проходит через тонкую иглу. Можно нагреть сироп, но тогда расплавится шоколад. Как быть?

Мы уверены, что ты уже решил эту задачу. Да, нужно использовать физический эффект – фазовый переход первого рода. Ответ: заморозить сироп и облить шоколадом.

Противоречие в этой задаче – сироп должен быть жидким, чтобы было приятно есть конфету, и он должен быть твердым, чтобы конфету было легче изготовить.

И это противоречие разделяется во времени и агрегатном состоянии. При изготовлении конфеты сироп твердый, а к моменту, когда ее едят, сироп тает и становится жидким.

Вместо того, чтобы заливать сироп в бутылочку, мы облили сироп шоколадом – сделали "шиворот навыворот" – наоборот.

"Наоборот" – один из многочисленных приемов разрешения противоречий. Прием "наоборот" очень часто используется в изобретательской практике. Он предписывает выполнить действие, обратное требуемому.

Приведем еще несколько примеров на использование этого приема. Прочитай их внимательно и посмотри различные нюансы проявления этого приема.

Пример 1.Трубопровод

В магистральных трубопроводах нефть или газ транспортируют с помощью высокого давления. Поэтому при авариях (разрыв трубы) в окружающую среду вырывается большое количество огнеопасного вещества. Достаточно малейшей искры – не избежать катастрофы.

Было предложено транспортировать нефтепродукты с помощью разряжения, создаваемого на приемном участке трубопровода. При аварии исключен выброс продуктов. Кроме того, стенки труб можно делать более тонкими, так как они не должны выдерживать повышенное давление.

И так, высокое давление заменили разряжением.

Пример 2. Ветряк

Ось ветроэнергетической установки обычно расположена по горизонтали, а электрогенератор находится на башне рядом с ветровым колесом. Американские конструкторы разработали ветряк, колесо которого вращается вокруг вертикальной оси. Генератор находится на земле для передачи вращения не нужно редукторов. Шиворот на выворот

Опорная башня может быть проще и меньше.

Главное – работа энергоустановки не зависит от направления ветра. Значит, не нужны устройства, разворачивающие ветряное колесо, словно флюгер, против воздушного потока.

Здесь мы изменили расположение оси, в дан ном случае на 90° (это тоже наоборот). Прием допускает повернуть предмет "вверх тормашками".

Пример 3. Тренировка пловцов

В бассейне вода движется навстречу пловцу. (Сравни, обычно движется пловец, а вода неподвижна). Поток регулируется самим пловцом с помощью специальных датчиков. Шиворот на выворот

Устройство выполнено аналогично аэродинамической трубе. Потоку задают скорость, с которой должен двигаться пловец.

Пример 4. Собака и полицейский

Дейл Карнеги часто гулял с собакой в парке около своего дома. Собака дружелюбная и безобидная. Поскольку в парке редко кто встречался, Дейл водил свою собачку без поводка и намордника, что было запрещено законом.

Однажды они наткнулись на полицейского, который сказал, что, если он еще раз увидит этого пса в парке без поводка и намордника, то дело будет передано в суд.

Некоторое время Дейл не нарушал закона, но затем он снова пошел на риск. Какое-то время все шло прекрасно, а затем снова наткнулись на этого полицейского. Отступать было поздно.

Вместо оправданий Карнеги решил поступить наоборот – он немедленно и категорично признал себя виноватым.

"Офицер, вы поймали меня на месте преступления. Я виноват. У меня нет никаких оправданий и вы должны оштрафовать меня".

Полицейский стал уговаривать хозяина собаки, что в этом ничего нет страшного. Но Карнеги настаивал на своем. И даже сказал, что она может загрызть белку.

"Вы на это смотрите чересчур серьезно» - ответил полицейский. "Дайте побегать собачке за тем холмом, чтобы мне не было видно, и забудем об этом".

Пример 5. Хитрость Наполеона

Наполеону было известно, что одна из его приближенных – графиня Пелестрина – австрийская шпионка. Легче всего было бы ее казнить, но Наполеон поступал наоборот и добился значительно больших результатов. Многократно в ее присутствии Наполеон "проговаривался" о важных вещах, симулируя то припадок гнева, то приступ радости.

Пример 6. Игра на бирже

Лорд банкир Ротшильд в 1815 г. первым узнал о разгроме Наполеона в битве при Ватерлоо. Он начал играть на понижение английских акций, создав панику на бирже. Затем скупил по дешевке чуть ли не треть всех акций английских фирм.

Пример 7. Хитроумный шпион

Элизабет Ван Лью – крупнейший агент северян во время гражданской войны в США, находясь в г. Ричмонде, занятом южанами, откровенно демонстрировала свои симпатии к северянам, организовав даже медицинскую помощь и снабжение теплыми одеялами пленных северян. Трудно было заподозрить в шпионской деятельности человека, не скрывавшего своих симпатий к врагу.

Пример 8. Поседевшая корова

Горячее клеймение животных причиняет им боль и портит шкуру. Предложили металлическое клеймо охлаждать до 70° С. Животное не почувствует боли, клеймение продлится 5-20 сек. На месте клеймения шерсть будет расти, но совершенно белой.

В примерах 5-7 также используется прием "наоборот": вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие – "молчать-сообщать".

Задача 6. Кубик в растворителе

Для исследования действия кислоты на металл используют камеру с толстыми стальными стенками. В камеру помещают кубик из испытуемого металла и заливают кислоту. Все хорошо, но кислота стенки камеры. Как быть?
Прежде чем сформулировать противоречие в данной задаче, проанализируем ее.
Недостаток – кислота портит камеру – это вредное действие. В тоже время кислота оказывает нужное действие на кубик.
Противоречие: кислота нужна, чтобы испытывать кубик, и не нужна, чтобы не портить камеру. Разделим эти противоречивые свойства в пространстве.
Кислота нужна только возле кубика. А где она не должна быть?
Возле стенок камеры.
Возникает новое противоречие: камера нужна, чтобы удерживать кислоту, и не нужна, чтобы кислота ее не портила.
Формулировка этого противоречия подсказывает нам, что нужно отказаться от камеры, но ставит новую задачу.
Как удержать растворитель возле кубика?
Воспользуемся еще раз приемом наоборот.
Ответ: кислоту налить в кубик. Не кислота вокруг кубика, а кубик вокруг кислоты.

Итог занятия:

Мы рассмотрели один из приемов разрешения противоречий.

В ТРИЗ это далеко не единственный прием.

Итак, сегодня мы чуть-чуть приоткрыли дверь в увлекательный мир творчества, приступив к изучению теории решения изобретательских задач – ТРИЗ.

Теперь мы знаем, что, для решения задачи, нужно выявить и разрешить противоречие. Познакомились мы и с двумя приемами, разрешающими противоречия. Это приемы "наоборот" и "изменение агрегатного состояния" – фазовый переход первого рода.

Мы сегодня изучили один из приемов разрешения противоречий – прием "наоборот". В чем заключается этот прием? Выясняем, как совершается обычно необходимое действие, и потом смотрим: а что получается, если его совершить "шиворот навыворот". Иногда получается неплохо. В чем секрет этого приема? В том, что все привыкли делать "как всегда это делали", и когда такое действие приводит к противоречию, не знают, как быть. Применение этого приема позволяет разрушить такой привычный подход и найти выход из положения. Итак, мы с вами сейчас выявили еще один прием разрешения противоречий: прием перехода "твердое – жидкое – газообразное". У взрослых это называется "фазовый переход".

Пришла пора прощаться, а мы еще как следует и не познакомились. Нам кажется, что самой лучшей визитной карточкой для тебя будет прислать нам решение задач. А мы, как рачительные хозяева постараемся не оставить лучших из вас без подарка. Только постарайся прислать не только ответ, а и разбор задачи, сформулировав противоречие, и показав, каким способом и приемом, оно разрешается.

Большинство элементов ТРИЗ мы сегодня и не упоминали. С ними мы познакомимся на следующих занятиях.

Успехов тебе и до новых встреч.

Добавить в блокнот

(Голосов: 0, Рейтинг: 0)


Добавить комментарий:

Комментарии: